Режим дня — это правильное распределение во времени и правильная взаимная последовательность в удовлетворении физиологических потребностей организма: бодрствования, сна и кормления, а также своевременного изменения различных видов деятельности во время бодрствования.
Правильный режим способствует нормальному функционированию всего организма, предохраняет нервную систему от утомления. При рождении у новорожденного ребенка нет никакого режима сна и бодрствования, он засыпает в разное время дня и ночи, разная и продолжительность каждого отрезка сна.
В первом месяце жизни новорожденного вырабатывается суточный ритм сна и бодрствования, во 2-3 месяце — дневной ритм и правильная последовательность сна, кормления и бодрствования. Сначала нужно проследить за ритмом, который устанавливает сам новорожденный, а затем постепенно установить режим, удобный для новорожденного ребенка и для матери. Гибкий режим — это сведение количества кормлений до разумного в более или менее определенные часы и прекращение ночных кормлений, как только ребенок будет к этому готов. Таким образом, свободный режим не означает беспорядочное кормление каждые 1-2 часа, как только новорожденный ребенок проснется, или забеспокоиться. Умело составленный режим с учетом индивидуальных особенностей новорожденного ребенка обеспечит бодрое, уравновешенное, эмоционально позитивное состояние новорожденного малыша.
По мере роста режим дня усложняется. Учитывая реакцию новорожденного ребенка на любое изменение режима, нужно помнить, что изменения надо вводить постепенно, соблюдая последовательность режимных процессов, сон, кормление, бодрствования.
В часы, установленные для сна, надо создавать условия, благоприятные для засыпания, а во время бодрствования — условия, активизирующие двигательную и эмоциональную активность ребенка. Очень полезно во время дневного сна пребывание на свежем воздухе. Ребенок быстро засыпает, сон его становится длительным и глубоким.
Во время бодрствования необходимо разнообразить деятельность ребенка. В первые месяцы новорожденного это чередование положений, изменение игрушек, разговор с ребенком, игра, физические упражнения, массаж.