В двухлетнем возрасте нервная система ребенка постепенно укрепляется, растет работоспособность, поэтому режим дня ребенка должен плавно изменяться. Теперь малышу уже не хочется есть сразу же после пробуждения, и накормить его еще труднее. Поэтому дайте двухлетнему ребенку немного поиграть, «нагулять» аппетит, а потом покормите. Ничего плохого не случится, если ребенок 2 лет поест на 30-40 минут позже, чем обычно, зато вы избежите лишней нервотрепки.
Между дневным и ночным сном увеличивается время активности — до 5-5,5 часов, но не меньше, иначе потом ребенка 2-3 лет трудно будет уложить на ночь в постель, и вечером он будет капризничать. Ребенку 2 х лет днем достаточно спать только один раз.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Двухлетнему ребенку намного легче жить, чем годовалому. Ребенок в возрасте 2 х лет уже неплохо ходит, понятнее выражает свои мысли и желания. Две основные черты характера ребенка двух лет: потребность действовать самостоятельно и серьезные трудности в принятии решений. Это самый тяжелый возраст для маленького растущего человека, потому что порой ему бывает непросто сделать окончательный выбор в своих действиях: приняв одно решение, ребенок 2 лет сразу меняет его на другое.
Ребенок 2-3 лет еще не умеет эмоционально и физически себя контролировать. Он продолжает исследовать окружающие предметы, трогать их, нюхать, пытается попробовать на вкус. Но главное достижение ребенка двух лет состоит в том, что он начинает сознательно реагировать на окружающую обстановку. Ребенок 2 лет овладевает многими полезными навыками и умениями, поскольку происходит бурное эмоциональное развитие. Ребенок двух лет живет преимущественно двумя потребностями: удовлетворять свои желания и общаться с людьми, к которым он относится благосклонно. О чем бы ни говорила мама, малыш сразу же спрашивает: «Почему?» Так, почему? Ребенок хочет получить как можно больше информации об окружающем мире.
Ребенок с двух до трех лет поправился на 2,5 кг и подрос почти на 10 см. Частота его пульса в этом возрасте составляет 110-115 ударов в минуту. Продолжается совершенствование системы пищеварения, увеличивается объем желудка: он достигает около 350 мл. Окончательно формируется жевательный аппарат, позволяющий ребенку хорошо справляться с твердой пищей. |
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ: Я – ЛИЧНОСТЬ.
Открытие своего «я», что на языке ученых называется «осознанием самого себя», происходит постепенно, так же, как и обучение ходьбе, и овладение речью. Осознание может быть ранним или поздним, но оно обязательно зависит от окружения, в котором растет малыш.
Счастливые лица, спокойная обстановка, доброжелательная атмосфера в семье помогают малышу познать себя. Ребенок 2 лет постепенно осознает себя благодаря опыту, приобретаемому путем наблюдения за различными предметами (поэтому, ребенку их надо предоставлять), благодаря умению ходить (следовательно, ребенка надо поощрять), а также благодаря развитию речи (у малыша должен быть интересный и терпеливый собеседник). Ребенок 2 лет любит все делать сам, хотя многого не умеет. Очень важно не отбить охоту ребенка. Поэтому никогда ничего не делайте вместо малыша только потому, что он еще ничего не умеет, а вам часто не хватает времени подождать. Иначе малыш так ничему и никогда не научится, а самое главное — у него пропадет желание учиться. Учтите, что главная черта характера двухлетнего ребенка — это стремление все решать, делать самостоятельно, противостоять любому давлению со стороны.
РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: 2-3 ЛЕТ.
У детей двухлетнего возраста происходит резкий скачок в развитии речи. Речь ребенка 2-3 лет уже легче понять, потому что малыш яснее выражает свои мысли. Правда, немало слов двухлетний ребенок произносит еще неправильно, некоторые — в сокращенном, упрощенном виде. Словарный запас значительно увеличивается — до 300 слов, а в конце третьего года жизни ребенок сознательно произносить уже до 1300 слов.
Больше всего малышу нравится говорить. Ведь у него, наконец, появилась возможность узнать о множестве предметов, и, указывая на них пальцем, ребенок двух лет засыпает вас вопросами: «А что это? .. А это? .. А для чего это? ..» Малыш многократно повторяет новые слова, у разных людей спрашивает об одном и том же.
Дети 2-3 года начинают усложнять свою речь, произносит фразы из 5-6 слов, употребляют прилагательные, наречия, глаголы, используют вставные слова, придаточные предложения. Дети 2-3 года очень любят разглядывать картинки, при этом много говорят, спрашивают, внимательно и с интересом слушают сказки.
Некоторые папы и мамы считают, что с ребенком 2 лет лучше говорить упрощенным, «детским» языком, который кроха якобы лучше понимает. Пожалуйста, воздержитесь от этого соблазна, так как вы ошибаетесь. Ведь ребенок в 2-3 года прекрасно понимает значение того или иного слова, но еще не может правильно его произнести. Искажая слова, родители только затягивают тот долгожданный момент, когда малыш начнет четко и правильно произносить слова. Постепенно, слушая нормальную речь, ребенок и сам научится говорить, как надо.
И еще одна деталь, которую надо учитывать. Ребенок 2 лет часто бывает недоволен, когда его не понимают, поэтому постарайтесь понять и выполнить его просьбу. Если это невозможно, объясните почему. Но, ни в коем случае не сердитесь на ребенка за то, что он не совсем ясно высказывается. Важно не просто разговаривать с ним, а именно общаться.
ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ — ЧАСТОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Если исключить фактор наследственности, заикание у ребенка во многом зависит от эмоционального состояния. Нервные дети чаще страдают от заикания. Некоторые малыши заикаются лишь в возбуждающим состоянии или когда разговаривают с человеком, который им не очень нравится. Заикания часто наблюдаются у ребенка, которому на протяжении дня не дают минутки покоя: беседуют с ними, рассказывают сказки, заставляют говорить, декламировать, демонстрируют знакомым. Иногда заикание у ребенка начинается, когда кто-либо из родителей (чаще отец) вдруг резко решает установить строже дисциплину.
Почему же заикание так часто начинается после двух лет, на 3 году жизни? Ребенок 2-3 лет много работает над своей речью. Ранее малыш говорил кратко, а после 2 лет пытается составлять длинные предложения, чтобы точнее выразить свои мысли. Строя предложения, малыш по 3-4 раза останавливается, потому что не может подобрать нужные слова. Мама не выдерживает, ей неинтересно, поэтому она прерывает ребенка, отвечает на вопрос ребенка невнимательно и рассеянно и продолжает заниматься своими делами. Малыш погружается в отчаяние из-за того, что не может удержать внимание своего собеседника.
В девяти случаях из десяти заикание проходит само по себе в течение нескольких месяцев и только в исключительных случаях становится хроническим заболеванием. Поэтому не исправляйте ребенка, постарайтесь не обращать пристального внимания на заикание. Лучше проследите, что привело ребенка к нервному напряжению, и попробуйте устранить причину. Если Вам это непонятно, посоветуйтесь с детским психиатром.
ГИГИЕНА РЕБЕНКА.
Гигиена ребенка состоит из правильного ухода за полостью рта, что в свою очередь является основой профилактики кариеса. В 2 года ребенку нужно купить зубную щетку и начинать учить его чистить зубы сначала без пасты, а затем — с ней. Зубная щетка должна быть небольших размеров. Храните ее в отдельном стаканчике и никому не позволяйте пользоваться ею. Зубы надо чистить 2 раза в день — утром после завтрака и вечером перед сном, полоскать — после еды, особенно после лакомства или сладкого блюда.
Маленькие дети очень любят ходить нарядно и чисто одетыми. Поощряйте это стремление! Если вы заметили, что в одежде малыша что-то неладное, обязательно скажите ему об этом и попробуйте вместе с ним устранить недостаток. Тогда ребенок скорее приучится замечать все сам. Иногда понадобится ваша помощь, но главное, чтобы малыш сам принимал в этом активное участие. Например, если у дочки загрязнилось платьице, пусть она сама принесет чистое и переоденется с вашей помощью. Если у мальчика расстегнулась пуговица или развязались шнурки на ботинках, помогите ему с ними справиться. По сути, это полезно и ребенку, и вам: все, что отныне станет обязанностью малыша, перестанет быть вашей заботой, а ребенка научит самостоятельности.
МОТОРИКА РЕБЕНКА — ВЕЧНЫЙ «ПОПРЫГУНЧИК».
Малыш научился ходить и теперь может все пробовать и изучать. В силу особенностей высшей нервной системы дети не могут долго находиться в одной и той же позе, долго чего-то ждать, малыша очень быстро утомляют однообразные действия, например, хождение в одном направлении.
Ребенку 2 лет свойственна чрезмерная подвижность. Ничто не может остановить желание крохи потрогать все руками. Рискуя упасть, ребенок забирается на стулья, кресла, диван и даже на стол, залезает под кроватью, открывает и закрывает двери, ящики, коробочки, все пробует «на зуб».
Ребенку двух лет просто необходимы движения. Это один из основных стимулов развития. Порой за день двух летний ребенок пробегает несколько километров. Создается впечатление, что кроха никогда не устает. Но маму это не должно беспокоить. Находясь в постоянном движении, ребенок развивается и физически, и умственно, приобретает жизненный опыт. Скорее должно настораживать слишком спокойное поведение, когда малыш часами сидит в своем углу и ни чем не интересуется. Может, он заболел или немного отстает в развитии? Вам нужно посоветоваться с врачом.
Действительно, ребенку 2-3 лет необходимо развивать все основные движения. Двухлетний ребенок как будто все умеет, но действует порой неуверенно и неловко. Прежде всего обратите внимание на ходьбу. Ее необходимо совершенствовать в течение не только второго, но и третьего года жизни ребенка.
Ребенок двух лет должен уметь бегать. Бег временами может развиваться так же быстро, как и хождение, но хорошо бегать ребенок сможет еще не скоро. Если не сдерживать естественной активности ребенка, то у малыша постепенно окрепнут мышцы рук и ног, появится хорошая координация движений, ловкость.