Потребности ребенка, их основные виды, пути развития.

Потребности ребенка

Потребности ребенка могут быть, естественно, самыми разными: в самореализации, оценке ценностей, востребованности и любви, защищенности и физиологические потребности. Удовлетворение последних (голод, жажда и др.) происходит всегда, а других, к сожалению, нет. Многие дети, будучи обеспечены материально, остаются обделенными в моральном аспекте. Им не хватает любви, тепла и поддержки.

Чувство принадлежности и любовь ближних — это важнейшее условие для дальнейшего развития самодоверия и оптимистической установки в жизни. Тогда дети способны к исследованию мира и построению новых отношений. Они получают желание не только быть любимыми, но любить.

При удовлетворении этих потребностей все сильнее проявляется необходимость в признании: дети (и взрослые тоже) хотят быть уважаемы, стремятся к признанию, успеху и более высокому статусу в группе. Этот процесс не обращен вовнутрь на позитивное чувство самоуважения и целостного восприятия себя. Дети, находящие подтверждение своим поступкам у других и ценимые ими также воспринимают себя, бывают успешнее других.

Самореализация детей

Стремление детей к самореализации не столь важно для них. Оно находит выражение в юношеском и взрослом возрасте. Человеку хочется развить свои способности и раскрыть таланты, реализовать свои возможности. Самореализация достигается разными путями: кто-то находит ее в профессии, семье, другие — в науке, искусстве, спорте или помощи ближнему. При невозможности самораскрытия человек чувствует себя недовольным, обеспокоенным и фрустрированным. Однако уже при стремлении детей к самореализации оказывается своего рода сопротивление: им устанавливаются рамки, жизнь по плану, степени долженствования и приспособляемости. У детей почти не остается шансов для собственных дел, они обучаются вместо того, чтобы учиться самостоятельно, исследовать и экспериментировать.

Понятно, что удовлетворить абсолютно все потребности ребенка невозможно. Определенную долю фрустрации при этом не избежать, — она тоже важна для позитивного развития. Дети растут, справляясь с трудностями и нагрузками, подготавливаются к решению проблем и непростых жизненных обстоятельств, достегают доверия к себе при преодолении такого рода вызовов.

Значение семьи в детском развитии

Чем младше дети, тем больше их желаний исполняется. Дети зависимы от родителей: первые годы жизни они не могут пережить без интенсивной заботы и полного любви воспитания. С возрастом количество потребностей ребенка возрастает, все сильнее становятся вне семейное влияние отражается на развитии. В подростковом возрасте возрасте ребенок так же может начать демонстрировать свое «я», перестать слушаться, стоит внимательно к этому отнестись и попытаться понять причину такого изменения, если так происходит и вас, то советуем вам изучить эту статью.

Учитывая разнообразный спектр семей, каждый ребенок получает свое неповторимое семейное окружение, которое составляется из разных личностей, поведенческих тенденций, ожиданий, правил, отношений разного качества, распределения ролей, стиля воспитания внешних контактов. Все это так же сказывается на развитие разных видов потребности ребенка в раннем возрасте. Каждый в этом мире ребенок переживает свое совершенно индивидуальное детство.

Очень важно знать и понимать, что семья влияет на все области детского развития в той или иной степени положительно или отрицательно:

  1. Эмоциональный рост — зависит от того, сколько заботящихся человек «противопоставлены» ребенку (слишком большое или малое число могут негативно сказаться), качество и непрерывность отношений.
  2. Когнитивное развитие (включая восприятие действительности) подвергается воздействию настолько, насколько: глубок интерес у детей к предметам и событиям действительности, полноценно отвечают на вопросы, поддерживается мотивация к учебе, показывается готовность поддержки в решении проблем.
  3. Языковое развитие зависит от того, сколько возможностей для само проявления предложено ребенку, насколько велико количество тем для обсуждения и на каком уровне находится коммуникация. Например, высказывания детей можно повторять с введением новых понятий, которые дети запоминают, расширяя запас слов.
  4. Социальное развитие прогрессирует тогда, когда дети показывают готовность в обхождении с конфликтами, которой они научились в семье, а также как они приобщены к вне семейным контактам.